Эксклюзивное интервью Пенхасова Евгения Семеновича (папы Кати Огонек)

Представляем своим читателям эксклюзивное интервью Евгения Семеновича Пенхасова, папы Кати Огонек.

Вот уже 10 лет, как покинула нас эта великолепная, талантливая певица. Остались близкие ей люди и память о ней и ее творчестве.

Беседа проходила в Москве, где живут родители и маленькая дочь Кати, Валерия. Очень приятное впечатление сложилось от общения с мудрым, глубоким и духовным человеком. Нам хотелось развеять мифы, которые кружили при жизни вокруг самой Кати Огонек и ее семьи и рассказать вам правду о том, каким на самом деле духовным и чистым человеком была Кристина Пенхасова.

Е.Б. Со мной рядом Евгений Семенович, папа замечательной талантливой певицы Кати Огонек.

Е.С. Не певицы, а исполнительницы, — поправляет Евгений Семенович. Певицей Катя себя никогда не считала. Она говорила всегда: «Я не певица, я исполнительница».

Е.Б. Нам важно правильно говорить о творчестве и о жизни всеми любимой великой исполнительницы Кати Огонек. Известная поклонникам шансона Катя Огонек, имела много творческих псевдонимов: Кристина Пенхасова, Кристина Пожарская, Кристина Богданова, Маша Ша, кем же на самом деле была исполнительница жанра шансон? Какая история творческих имен певицы?

Е.С. От рождения она была Пенхасова, затем, вступив в брак, Кристина взяла фамилию мужа Богданова, у нее был один официальный брак, второй брак — гражданский, а настоящая фамилия ее Пенхасова. Окончание «ов» добавили для того, чтобы нас не считали за евреев. К сожалению, было такое время.

Е.Б. Кстати, многие поклонники Кати Огонек часто интересуются почему Катя носила звезду Давида, часто видели на концертах у нее на шее кулон?

Е.С. У нее было свое понятие о вере, она всегда говорила, что Всевышний, Он, един, но если она еврейка по отцу, по маме — украинка и полячка, то почему она должна это скрывать. Катя могла надеть и звезду Давида и крест православный и всегда говорила что Бог — внутри и поступки, которые ты делаешь, если правильные — это от Бога, если неправильные — то с Богом не праведное не мешайте. Бог — это то, как ты правильно живешь, как ты поступаешь. Катя рассуждала так с учетом того, что ни она, ни мы не фанатично верующие люди. Мы всегда считали, что Бог внутри каждого из нас! Сегодня совершишь что-то ужасное, а завтра обратишься с просьбой, если с покаянием — это одно, а если от страха идешь и крестишься, то, я думаю, о Боге лучше не упоминать. Вот такое у нас в семье понятие о вере.

Е.Б. Катя росла в творческой атмосфере, мама — профессиональная танцовщица, папа — музыкант. Как и с чего началась творческая карьера исполнительницы? Почему выбор Кати Огонек пал на жанр шансон? Имели ли влияние Вы, как родители, на выбор жанра и на творчество в целом или это было самостоятельное решение?

Е.С. Да, дома музыка была всегда. Я слушал музыку такую, что по моему виду никогда не догадаешься, что я могу такое слушать. Внешность обманчива. Я прививал Кате музыку Оскара Питерсона (пианист), группы «Земля, Огонь и Ветер», Дины Ванелли, Чикаго, Бенсона, Эрика Клептона, Стива Андера. Эта музыка всегда звучала в нашем доме. Катя напевала эти мелодии в такой же манере, точно копируя исполнителя. Это сложно повторить, но она повторяла. Я рассказывал, что эта музыка учит жизни и учит жить. Раньше лучший друг был магнитофон, но этого было мало, надо было заниматься еще и с педагогами. Я говорил, чтобы подняться и войти в эту музыку есть два варианта: петь эстраду и подняться на сцену, на пьедестал или опуститься в «подвалы», так как многие великие исполнители и музыканты, преданные своему делу, начинали именно оттуда. Сейчас много бездарных гитаристов, пианистов, музыкантов которые не дадут подняться действительно талантливым людям, они задавят связями, деньгами, но не позволят быть рядом с собой на одной сцене, так как сами видят разницу. Понятие «я музыкант» умирает. Я предложил выбрать что-то среднее, чтобы не подвальчик и не большая сцена, а дальше пошла Москва, связи, я работал в ресторанах, поваром, шеф-поваром. Кабачная жизнь дает возможность приобретать новые знакомства. Раньше ведь не было отдыха за границей, все ездили отдыхать на черноморское побережье. Бывает, познакомишься с человеком, сидишь с ним за столом, смотришь, а у него туфельки истоптаны, тенниска обыкновенная, а он заместитель министра. Все были одинаковые, рождались связи из тысячи знакомств один — два и выстрелит. Так я и познакомился с Александром Шагановым. Саша стихи писал, а его коллега — музыку.

Е.Б. Катя сама не возражала против выбранного Вами жанра шансон?

Е.С. Нет, нет! Она понимала, что ей от этой музыки уже никуда не деться. Раньше ее и запрещали к тому же, рапортички писали, если где слышали шансон в кабаках. Лучше на самом плохом русском петь, но не дай Бог, на английском, а шансон, так, тем более. Отдел культуры приходил и слушал под окнами, сколько раз музыканты сыграют «Конфетки-бараночки», чтобы потом дисквалифицировать из ресторана.

Е.Б. Вокруг Кати Огонек ходило много легенд. Одна из них, созданная продюсером Вячеславом Клименковым, которая преподносила Катю, как женщину-зечку, только что вышедшую из тюрьмы. Хочется знать правду. Имела ли певица какое-либо отношение к подобным событиям и зачем понадобился такой образ ее продюсеру. Что Катя сама думала и говорила по этому поводу?

Е.С. Не была она ни в какой тюрьме никогда, просто она знала об этой жизнь не понаслышке и не по годам. Она видела разных людей, и окружение у меня было разное и люди криминальные и бизнесмены, и сам я занимался разной работой, и шеф-поваром, и цеховой работой и много лет отработал музыкантом.

Е.Б. В прессе часто звучало и от Вас в том числе, что Катя пребывала в местах не столь отдаленных или это был такой пиар?

Е.С. Для меня это был не пиар, это была такая договоренность. Словесный контракт с продюсером, о том, что мне придется поддерживать эту информацию. Я просто просил на эту тему говорить меньше и меньше ее затрагивать в СМИ. Давайте говорить о хорошем. Была-не была, считайте, что была или считайте, что не была, я никогда не давал конкретного ответа на этот вопрос представителям прессы. Не знаю, насколько это сработало, но в нашей стране неудивительно, что может и сработать. У нас ведь как принято, человек пришел в ресторан, самое вкусное покушал, интеллигентно посидел, сказал спасибо и ушел, а за его спиной будут говорить о том, вот какой плохой тут сидел, кушал, а другой, извините за выражение, дерьмо будет есть, чавкать, руками размахивать, а после ухода скажут — нормальный мужик. Непредсказуемая страна во всем!

Е.Б. Евгений Семеновичвопрос о продюсерах. Катя работала со многими продюсерами: Александром Морозовым, Александром Кальяновым и Александром Шагановым, Вячеславом Клименковым и Владимиром Черняковым. Кто из продюсеров наибольшим образом повлиял на творчество певицы?

Е.С. К Вячеславу Клименкову она попала таким образом. Был концерт в Красногорске, на который нас пригласили уже на стадии работы в качестве исполнительницы Кристины. Тогда мы выпустили самый первый альбом, созданный полностью на мои деньги, были оплачены песни известных авторов и композиторов. В концерте участвовал весь звездный состав на тот период времени. Кристина вышла на сцену с песней «Мама-Матушка», мы сейчас эту песню реанимируем и обязательно отправим ее в Одессу, так как понятие «мама» сегодня в Украине больше ценится, чем в России. В России уже на мать топор поднимают, понимаете, а в Украине этого еще нет, будем надеяться, что и не будет! Почему Одесса, потому, что и я бывал и моя супруга с улицы Буденного, коренная одесситка, по сей день еще говор одесский не пропал. В Одессе был такой композитор Александр Морозов. После того, как Кристина спела эту песню «Мама-Матушка», на слова известного поэта Гегельского, ко мне подошел Морозов и спросил кто эта девочка, чья она. Кристине тогда было 16 лет. Подошел и говорит: «А не хотели бы ко мне? Мне понравился тембр, понравилась подача, я удивлен, как так можно петь о матери в 16 лет, как будто жизнь прожила». Ирина Аллегрова была на этом концерте, специально вышла из гриммерочной, послушать, как девчонка песню подает, проходя мимо, сказала: «Так держать, малышка!» После этого Морозов оставил свою визитку и сказал: «Позвони обязательно». Так мы подписали первый контракт с продюсером и стали работать, записали альбом.

Морозов всегда относился по-отечески к Кристине, но, по семейным обстоятельствам, ему пришлось пристроить ее к другому продюсеру. Это был Клименков. Он услышал песню «Прогулочка», написанную Дербеневым специально для Кристины и вошедшую в первый альбом «Дебютный» (но это был второй альбом, на самом деле, так как первый мы создали для себя), и после переговоров, мы подписали контракт с новым продюсером. Кристина любила и понимала людей, она знала, что ничто так просто в жизни не дается. Если она пела песню о друзьях, то она пела ее от души, так как понимала и видела в жизни на примере моих друзей, которых был полон дом всегда, двери в дом всегда были открыты.

Е.Б. Владимир Черняков был последним из продюсеров Кати, как завязались творческие отношения между ними? Как сама Катя отзывалась о работе с продюсером?

Е.С. После записи двух альбомов, стали работать с другими, мы пытались найти какую-то независимость и выступать самостоятельно. Чернякова я взял по его просьбе директором, но если ему нравится слово продюсер, пусть будет так. Продюсер — это когда вкладывают деньги, делают ротации и прочее, для меня он был директором. Он писал песни, должное отдаю ему, человек талантлив! Отношений никаких у нас нет, каждый живет своей жизнью, но должное отдаю, поскольку Володя столько лет вместе отстоял, написал много хороших песен.

Е.Б. С кем Кате больше всего нравилось работать из продюсеров?

Е.С. А не было у нее много продюсеров. Когда был Морозов, он писал только песни, а мы выбирали. Всем остальным занимался я сам. Покупал оборудование, записывал альбомы, аранжировщика я сам привел, талантливого парня. С Черняковым появились разные студии, разные аранжировщики. У нас совпало мнение с Володей, что подача должна быть душевная, не классическое исполнение, чтобы был эффект, как будто поют в компании дружественной, за столом.

Е.Б. Что значило для Кати ее творчество?

Е.С. Изначально, пока она была замужем, то, что в личной жизни не складывалось, отразилось на ее творчестве, не было желания творить, такое ощущение, что она предчувствовала свой конец. Катя видела, что рядом все радуются, что кто-то кого-то любит, а от нее муж требовал только денег. Слухи ходят, что мы деньги забирали. Вы видите сами, как мы живем, что мы живем 15 лет в Москве на съемной квартире, ничего собственного не имеем. То есть, если завтра что-то, не дай Бог, случится с нами, то ребенок пойдет в детский дом, а басни о друзьях — это все басни Крылова. Это миф. Никакой дружбы нет. Я не хочу сказать, что у людей нет друзей, дай Бог, чтобы у всех были, чтобы было их больше. Дай Бог, чтобы они больше не размножались.

Е.Б. А почему так?

Е.С. А потому, что так. Время людей поменяло. Я приведу пример, когда человек утром лег сласарем-сборщиком, а утром проснулся крутым. Даже не подумал о том, чтобы таким стать жизнь нужно прожить. Это называется летать на фанерке, а думать, что на ковре-самолете. Летают самолеты, сделанные людьми, а чтобы их сделать, надо приложить усилия. Таких друзей не надо. Раньше, чтобы понять, какая дружба, надо было пуд соли съесть, сегодня не надо это делать, — достаточно два — три поступка и человек уже понятен, кто он друг или враг. Сейчас такое время, когда человека портят деньги. Есть пример, когда один человек стал на дне рождения и говорит: «Почему столько тостов выпили, а за друзей пьем последним. А другой ему говорит, мы не можем поставить друзей впереди семьи, впереди отца и матери, впереди детей, вот поэтому мы пьем за них в последнюю очередь, но это не значит, что мы не ценим их!» Просто есть люди, которые важнее, а друзья — это наши поступки друг к другу. Мать, семья и дети — святое!

Е.Б. Какой Катя была в детстве? Что любила, что не любила? Чем увлекалась, кроме музыки?

Е.С. Ну как, Катя могла пойти в школу, а потом мы узнаем, что неделю ее там не было (смеется Евгений Семенович).

Е.Б. Чем она занималась все это время?

Е.С. Куда ходили, в кино. Ходили то в кинотеатр, то в цирк, потому что все было на одной площади в Кисловодске.

Е.Б. Какая у нее мечта была?

Е.С. Мечта…Я говорил, что мечта есть, она даже у взрослых бывает. В любом возрасте человек может помечтать. Слабый, представляет какой он сильный, а кто-то мечтает, что он стал стройный или высокий, как Ален Делон. В детстве все о чем-то мечтали. Я всегда говорил, ты потом поймешь, что ты хочешь. Не рождаются сразу учеными, завмагами. В детстве Катя лежала в больнице — полюбила врачей. Потом ходила на танцы — полюбила танцы. Потом слушала Сосо Павлиашвилли, она его часто слушала — решила петь. Но это все было детство, а на самом деле, чтобы понять, что ты хочешь, надо пробовать, а потом этому надо учиться и еще полюбить, то чему ты хочешь учиться. Она это понимала и вот притянула сцена.

Е.Б. Катя была преданным человеком?

Е.С. Да, она не могла предать друзей, она не могла предать Ливана, мужа. Не могла сказать ему: «Живи! Как ты живешь, мешает мне». Она многое скрывала от нас, мы не знали, если бы знали, я бы вмешался во все это. Она стойкая была, но женщина есть женщина и в какой-то момент она сдалась.

Е.Б. Известно, что Катя Огонек имела крутой характер. Это было врожденное качество или крепость характера привилась в процессе жизни? В кого из родителей характером пошла Катя?

Е.С. Да, крутой нрав имела. Здесь такой интернациональный, географический замес, нельзя сказать, что в кого-то больше в кого-то меньше. Наверное, что-то и от одесских корней, от мамы, любила, и пошутить, и повеселиться и от меня более стойкий нрав выработала. Часто ездила в Одессу. Когда чем-то занимаешься, не бывает все ровно, надо иногда идти и рисковать, была авантюристкой немного, и это все было в ее характере.

Е.Б. Кто был кумиром Кати из современных или зарубежных исполнителей? Чьи песни она чаще всего напевала и слушала?

Е.С. Она слушала разную музыку. Она любила всех, кто что-то делает. Слушала разных исполнителей и считала, что если даже человек не востребован, но у него есть два-три слушателя, то это уже результат. А вы сами попробуйте, чтобы вас слушали хотя бы несколько человек. Любила классику нашу, например, кумиры ее были Брегвадзе, ей не дал Бог так петь, но она слушала, говорила, посмотрите как здорово. Даже спела «Синий платочек» и «Катюша». Слушала цыганские песни и восхищалась, что такой песней можно прожить всю жизнь, завораживало ее это пение. Говорила вот здорово, не просто голос показал, а действительно прожил эту песню. У нее был богатый внутренний духовный мир.

Е.Б. Я знаю, что Катя любила Михаила Круга. Как человека и как исполнителя.

Е.С. Таких, как Миша, рождается много, но такими, как он они уже не станут. Его можно ставить на один уровень с Высоцким. Жанр шансон я понимаю по-своему. Это артист малой сцены, человек, который немного певец, немного артист, немного танцор и фокусник. Шансон делится на жанры: одесский, дворовой, лирический и другие виды. Многие исполнители, так называемой, попсы даже не подозревают, что исполняют шансон. Такие песни есть у Пугачевой, Киркорова и это чистый шансон. Понятие это многогранно. Это своеобразная подача песни, не так как в классике, поют под линеечку. Почему я не отдал Катю в Гнесинку, я боялся, что Гнесинка убьет природу ее исполнения, что привьет стереотипы и заставит петь под линеечку. Она певицей не стала бы никогда, а исполнительницей она стала. Она делала то, что ей позволяла природа. У дочери не было какого-то диапазона, но у нее была подача песни от души. Она делала то, что душа велела. И потом, когда она поняла, что людям это нужно, она не стала ничего менять и поделилась со мной. Она всегда со всеми делилась.

Е.Б. Что Катя никогда бы не смогла простить и, что для нее было предательством?

Е.С. Мне кажется, она все могла простить. Нет ничего такого в жизни, чего она не могла бы простить. Потому, что имея жесткий характер, она могла быть и эмоциональной, она жалела кошек, собак, это все ее. Но, если надо было, она могла встать и показать жесткий мужской характер и остановиться могла вовремя и умела слова находить, и умела убеждать, и могла и ударить. Мало кто знал, что за твердым характером стоит эмоциональная и ранимая женщина. Твердость помогала в жизни, а эмоциональность на сцене, когда она пела и своим пением доносила в сердца и души людей то, что было важно для нее самой.

Е.Б. Я сама не раз видела, как на концертах Кати люди плакали от ее исполнения.

Е.С. Вот это то, о чем я говорю. А многим кажется, что это просто, просто попала в струю, как говорят. Один споет и уйдет со сцены, а другой споет так, как прожил жизнь. Это адский труд. Катя ничего не имела, она все отдавала, она детским домам помогала, мало, кто об этом знает, а кто знает, скажет, не было такого. Однажды она приехала с гастролей, за 10 гастролей заработала или 3 или 4 тысячи долларов, звонит мне и говорит папа, у тебя деньги есть? Я удивился, спрашиваю: Зачем тебе, что-то купить хочешь? Она говорит, потом расскажу. Приехала с гастролей, даже денег на метро нет, отдала все в детский дом. Я никогда ни о чем не жалею. Я сказал, ты отдала тому, кому сейчас хуже, чем тебе! И когда говорят Бог забрал, Бог никого не забирает, Бог принимает. А свою жизнь мы сами вершим или при помощи кого-то. Если видят, что человек оступился и пал духом, и не оказалось людей рядом и нас в том числе, чтобы поддержать, помочь, мы не знали, она скрывала от нас, а кто-то знал и пытался подтолкнуть еще сильнее. А на Бога не надо говорить, он никого не забирает. Это глупости. Мы сами свою судьбу вершим.

Е.Б. Катя говорила в своих интервью, что ее мама родом из Одессы. Бывала ли Катя в Одессе? Какими впечатлениями от столицы юмора она делилась и чем восхищалась?

Е.С. Конечно! Мы даже так делали, когда она маленькая была, сажали ее в самолет и в Одессе ее встречали знакомые. И она все лето проводила в Одессе, пока в Москву не переехали. Она сама и шутила, и юмор воспринимала одесский, очень любила Одессу и приезжала и разговаривала с одесской интонацией. Так шутила, что мы все смеялись с ее выражений. Могла сказать соседке: «Женщина, что вы бегаете, как в попу раненная рысь». (смеется Евгений Семенович) Или еще что-нибудь как скажет смешное.

Е.Б. А вы сами часто бываете в Одессе?

Е.С. Нет, я сейчас нет. Но супруга с внучкой были летом.

Е.Б. Прошло уже четыре года со смерти Кати Огонек? Ее имя по-прежнему звучит, ее песни по-прежнему слушают. Что изменилось в вашей жизни за этот период?

Е.С. Это уже не от нас зависит. А что могло измениться? В каком смысле понимать? Если говорить, в лучшую сторону, то каждый живет в надежде на новый день, на хорошее, ни у кого ничего не прося. Нам удалось поставить памятник на могилу дочери. 25 июня мы собственными усилиями провели концерт «Памяти Кати Огонёк», где учувствовали друзья и близкие Кристины. Если кто-то нас спрашивает — может ли вам чем помочь? Я говорю, нет, не надо. Если человек хочет помочь, он берет и делает. Пусть это будет три рубля, но я их приму и буду знать, что это от души, как спичка одна из коробка, дороже будет всего коробка. Человек замерзал, а тут спичка нашлась, она спасет в нужный момент, когда ты зажег ее и согрелся. Но никто так не поступил, а разговоров было много, будто нас завалили горами денег. Как в анекдоте, давно забытом в Одессе.

У тети Фаи дочка вся красивая, статная, румяная и она выдает ее замуж за сына соседки тети Розы, который рыжий, худой, в очках, рост метр двадцать с коньками вместе. Соседки говорят:

— Фая как ты свою дочь за такого урода выдаешь замуж, он же метр двадцать ростом, а дочка твоя красавица. И дошло это до Розы.

Она выходит и говорит:

— Что вы хотели, кому не нравится мой Яша. Все замялись. Да если мой Яша станет на мои бабки, он ростом будет 2 метра 5 сантиметров.

Е.Б. Как складывается сейчас судьба Валерии, дочери Кати?

Е.С. Когда умерла Кристина, ей было 6 лет. И она воспринимала так, что мама вернется, что она на гастролях, она ждала. А вот сейчас, когда ей 10 лет она уже понимает, что мамы нет, она умерла и не вернется. Проблемы, какие из этого — отца тоже практически нет. Что будет дальше, я не знаю, я не доживу. Время такое непонятное то ли современность погубит мир, то ли наоборот. Нужен баланс во всем. Я хочу успеть дать понятия ей основные, что люди созданы для того, чтобы общаться, работать, создавать, чтобы она понимала, что люди созданы для людей. Хочу, чтобы она понимала, что она человек, который хочет жить с людьми по-человечески. Из десяти три поймут и это наша заслуга. Чтобы люди пытались не завидовать, а искренне радоваться друг за друга, потому что зависть страшнее пули. Пуля может промазать, а вот зависть никогда, она убивает. И, самое интересно, она убивает того, кто завидует. Я все время говорю, вот ты видишь, как мы живем. Все пришлось отдать. Есть такое поверье, что заработал надо все потратить. Еще никто не придумал, как жить без денег, но и деньги ставить выше духовности нельзя. Никто с собой еще ничего не унес. Многие были бы живы, если бы деньги имели бы такое значение и влияние. Никто даже свое надгробье не увидит.. Нет понятия богатство, даже богатым не хватает. Все относительно в жизни. Деньги должны быть предметом созидания и ими должны обладать адекватные люди. Я хочу, чтобы ребенок это все понимал и я ее этому учу.

Е.Б. Что Катя хотела сделать, осуществить и что не успела, какие были ее мечты?

Е.С. Дом хотела, хотела решить квартирный вопрос. Не скрою, что ее смерть выбила и меня из колеи, а возраст такой, что, по московским меркам, уже тяжело. Люди, которым и хотел позвонить, номера сменили, вдруг, что-то попрошу. Ничего не попрошу, просто спрошу, как поживаешь, как здоровье, как дети, посидеть с друзьями хочется, выпить, в конце концов. Поэтому, господа, не меняйте телефоны, не содрогайтесь. Ничего не попросим, а если разделим пакет гречки на месяц, мы его достойно будем кушать! Жизнь такая штука- сегодня со мной, а завтра с тобой! С каждым такое может случиться. Живите и не думайте о плохом!

Е.Б. Что бы Вы хотели пожелать поклонникам творчества Кати Огонек?

Е.С. Пожелать хочу благополучия, чтобы жили хорошо, чтобы на все хватало, чтобы все имели. Пусть долго живут! Храни вас Бог.

Комментарий автора интервью:

От себя лично, скажу: Прошло четыре года, а все было, как вчера…Боль утраты не исчезла и не заглушилась. Я помню Кристину, и она навсегда останется в моем сердце, как и в сердцах поклонников.

Директор: Елена Бейдер
Телефон: +7 (926) 558-89-10. E-mail: elena-beider@mail.ru